Интервью с Андреем Жвалевским и Евгенией Пастернак, часть вторая
В первой части интервью Дмитрий Гасин расспросил знаменитого двухголового писателя Жвалевского-Пастернак о том, легко или пишется вместе и почему подростки читают и любят книги белорусского дуэта. В этот раз — о претензиях от родителей и учителей, волшебной силе театра и кризисе образования
Дмитрий Гасин: Были ли конфликты с родителями, с педагогами, у которых свои особенные представления о том, что можно, что нельзя и что нужно их подопечным? И если были претензии, то в чем, по-вашему, их причина?
Евгения Пастернак: С претензиями очень интересно — я давно мечтаю встретить человека, который свои претензии выскажет мне в лицо. В интернете-то все смелые — и там много было всего написано.
Андрей Жвалевский: Бывают иногда удивительные претензии, которых мы даже представить себе не могли. Например, «Правдивая история Деда Мороза», прекрасная сказка с милыми иллюстрациями. Ничего не предвещало беды — но на иллюстрациях с нашими сказочными существами, птерками и охлями, некоторые люди видят чертей. Ну это, знаете, как с психологическим тестом Роршаха, когда человеку показывают кляксу и просят описать, что он видит. Какие-то внутренние тараканы вылезают.
ЕП: А вообще претензии совершенно непредсказуемы. Мы очень боялись, выпуская «Пока я краю», потому что подростковые суициды и потому что одна из героинь лесбиянка. Мы думали, нам за это прилетит. Прилетело нам не за это, а за то, что наша главная героиня после 9 класса уходит из школы — такой бури родительского негодования мы давно не выслушивали! «Как вы посмели? Зачем вы рассказываете такое детям? Им что, высшее образование не нужно?» То есть суициды померкли на фоне того, что человек после 9 класса взял и ушел из школы. Так что мы уже давно совершенно не загадываем, в чем будет проблема и за что нас будут ругать.
АЖ: Вот с книгой «Я хочу в школу!», которая сейчас стала спектаклем, тоже были опасения, что сейчас все учителя обидятся, начнутся проблемы, конфликты… Но вот больше полугода с большим успехом идет спектакль — и никто пока не обиделся. Сегодня нам даже рассказали прекрасную историю: зрители ходили на спектакль, и там были некоторые учителя, которые повели в культпоход класс, не зная, куда они идут. И сначала, когда эти учителя увидели персонажей — а среди героев есть очень неприятные учителя, злые, которые выходят и орут на зал, — они были в шоке, были возмущены. Но через некоторое время они вспомнили себя, какими они были учениками и как на них точно так же орали, — и в этот момент их отпустило, они влились в процесс. И никаких претензий не было, одно сплошное счастье, радость от того, что теперь ты этой злыдне на сцене можешь сказать: «Нет!», захлопать ее, заглушить аплодисментами.
ДГ: А я тоже выскажу вам претензию по поводу ухода из школы после 9 класса. Я тоже хочу, чтобы мой ребенок был счастлив. Но при этом высшее образование является составляющей этого счастья. Не представляю себе человека, который запросто от этого откажется. Как вам кажется, где проходит граница дозволенного?
АЖ: Граница дозволенного определяется уголовным кодексом. Все, что не запрещено законом, — дозволено. Есть какие-то традиции, есть наши представления о том, что счастье равно диплому о высшем образовании, но они устарели, потому что Билл Гейтс и Стив Джобс никакого высшего образования не имели. Тем не менее это одни из богатейших и успешных людей.
ЕП: Вот недавно вышла новая статья Петрановской — десятки тысяч репостов и жуткий опять же шквал негодования по стороны педагогов… А Петрановская проговаривает, на мой взгляд, совершенно очевидные вещи. Я даже не понимаю, к чему там цепляться, потому что все это уже говорено-переговорено миллион раз: что образование надо менять, что мы учим детей совершенно не тому, что им пригодится в жизни; что мы понятия не имеем, как жизнь повернется через 10 лет. 10 лет назад мы писали «Время всегда хорошее», не существовало смартфонов и планшетов — как класс; прошло всего 10 лет…
АЖ: И теперь есть профессии, связанные с этими смартфонами и планшетами. Не было соцсетей — а сейчас есть и SMM, и прочие технологии, связанные с социальными сетями, и люди зарабатывают деньги на этом.
ЕП: Пора признать: что будет через 10 лет, когда нынешние первоклассники закончат школу, мы даже близко себе не представляем. Какие профессии будут востребованы? Может быть, программисты. А может и нет!
АЖ: Уже сейчас нейронные сети пишут программы, вылавливая фрагменты кода из сети.
ЕП: Есть огромное количество людей, которые говорят, что мы возвращаемся к Средневековью, что у человека должна быть в руках какая-то профессия. Грубо говоря, если ты мастер-горшечник в средневековом городе и ожигаешь горшки лучше всех, то к тебе со всех городов съезжаются покупатели именно за твоей продукцией. И тебе не нужно становиться начальником над всеми горшечниками, чтобы быть успешным человеком. Ты обжигаешь свои горшки — и ты крут, счастлив, уважаем, у тебя есть престиж и деньги.
Промышленная революция все изменила, появилась иерархия, и теперь ты должен был становиться начальником, чтобы быть успешным. Чтобы быть счастливым, ты должен быть важным, приезжать на шестисотом мерседесе весь такой из себя растопыренный.
АЖ: Но теперь все это опять уходит… У меня лично есть знакомые ребята, которые в 14 лет становятся финансово независимыми и даже более успешными, чем родители. Естественно, безо всякого образования.
ЕП: Мне недавно рассказывали совершенно чудесную историю: мама приходит с 14-летним сыном. Сын — мальчик как мальчик, а мама прямо рыдает: лоботряс, в школе учится отвратительно, ничего не хочет, «Войну и мир» не прочитал. Потом выясняется, что мальчик пишет музыку для компьютерных игр, зарабатывает тысячи евро в месяц, востребован в Австралии и еще где-то там благодаря интернету… А мама рыдает — потому что он не хочет к ЕГЭ готовиться! И объяснить маме, что ЕГЭ ему особо не нужен, что он уже состоялся, мальчик не может.
АЖ: Вот когда из нынешних подростков вырастет поколение родителей, которые точно знают, что высшее образование кому-то нужно, а кому-то — не очень, вся эта система образования и рухнет. Сейчас в старших классах учатся только потому, что надо сдать ЕГЭ и поступить в вуз. Как только уйдет диплом и, соответственно, ЕГЭ — все будут спокойно уходить после 9 класса.
ЕП: Диплом высшей школы — это необязательно. Ты можешь получить его в 30 лет, если тебе понадобится.
Дата размещения: 16 марта 2019 г.