Яндекс.Метрика

Камчатский край

В глубочайшей древности очертания Чукотки и Камчатки не были такими, как в наше время. На месте Берингова пролива существовала суша, соединявшая северо-восток Азии с северо-западом Америки. Этим путем примерно 25—40 тысяч лет назад через северо-восток Азии в Западное полушарие проник человек.

Люди, приходившие с территорий, расположенных южнее северо-восточной Азии, селились на побережье Охотского моря, на Чукотке, переходили на Аляску. Часть древних охотников и рыболовов оседала на Камчатке. Наиболее древние следы пребывания человека эпохи верхнего палеолита на нашем полуострове обнаружены археологами в 18 километрах от поселка Козыревска на Ушковском озере. Пока это — одно из немногих на Дальнем Востоке становищ столь древнего возраста: оно существовало 13—14 тысяч лет назад, а возможно, и раньше.

Ученые полагают, что эта древняя камчатская культура распространялась в сторону Америки, связывая древние культуры Старого и Нового Света.

10 тысяч лет назад после стаивания ледникового покрова Северный Ледовитый и Тихий океаны соединились, сухопутная связь Азии с Америкой прервалась, климат потеплел. С материком полуостров Камчатка соединялся теперь только узким перешейком.

Во второй половине 1 тысячелетия до нашей эры у жителей Камчатки появились шлифованные топоры, тонко обработанные наконечники копий и стрел. К этому времени (эпоха неолита) относятся стоянки, обнаруженные в южной части полуострова — в Петропавловске, в Сероглазке, на юго-западном склоне Мишенной сопки, на берегах Авачинской губы, на левом берегу реки Авачи напротив города Елизова, а в средней части Камчатки — возле города Ключи и на берегу того же Ушковского озера. Там было раскопано огромное жилище диаметром более 10 метров. На берегу бухты Тарья Авачинской губы и в других местах находили изготовленные из камня фигурки человека и животных.

Для исследователей было настоящим сюрпризом, когда в ходе раскопок Ушковской стоянки они нашли... остатки трех огромных (каждое более чем в 100 кв. м) двухкамерных вигвамообразных жилищ (с несколькими не огороженными камнями очагами), а между ними первое на северо-востоке Азии и вообще на Дальнем Востоке палеолитическое погребение, вероятно своеобразный мавзолей вождя или родоначальника общины… А на дне могилы — огромное количество мелких плоских бусинок и различных подвесок, с поистине ювелирным мастерством сделанных из мягкого цветного камня — пирофилита — каменными резцевидными остриями. Эти орудия были найдены тут же. Таким типично индейским «вампумом» была украшена вся одежда погребенного. Сходство с индейской культурой, конечно, не случайно. Перед исследователями предстали азиатские истоки исконно индейского обычая носить «вампум» — ожерелья, пояса и другие украшения из бус и бисера. Это был признак уже более широкого сходства с древнейшей американской культурой индейцев.

В конце 1 тысячелетия до нашей эры происходило оформление различных типов хозяйства: в центральной Камчатке у предков ительменов преобладало рыболовство, в северной части Камчатки у предков кочевых оряков — охота на дикого оленя, а у предков оседлых коряков — морской зверобойный промысел и рыболовство.

В начале нашей эры предки южных ительменов обитали по берегам рек и озер юга Камчатки. Предки северных ительменов селились по берегам реки Камчатки. Севернее жили предки коряков.

Жизнь и быт коренных народов Камчатки

Древнейшее население Камчатки составляли ительмены, коряки, чукчи. На самом юге полуострова сохранились топонимы (географические названия) айнского происхождения. Некоторые исследователи предполагают, что айны (Айны — народность, населявшая острова Хоккайдо (Япония), Сахалин, Курильские. Небольшая часть айнов и сейчас живет на Хоккайдо.) с Северных Курил селились на «матёрой земле», то есть на Камчатке. Есть и другое мнение: «курильцы» (айны) как хорошие мореходы, несомненно, появлялись на Камчатке, но на жизнь коренных ее обитателей большого влияния оказать не могли, хотя взаимовлияние ительменов и айнов, безусловно, было.

Со временем на территории Камчатки появились алеуты (на Командорских островах) и эвены.

По внешнему виду ительмены, коряки и чукчи сходны между собой, но условия их жизни, хозяйственные занятия и культуры не одинаковы. Больше близости у коряков с чукчами. Ительмены же более отличны от них, и ительменский язык иного происхождения, чем язык коряков и чукчей.

История открытия Камчатки русскими мореплавателями

Город Петропавловск-Камчатский расположен он на берегах Авачинской губы — одной из живописнейших бухт не только Камчатки, но и мира.

Авачинская губа была открыта русскими казаками во главе с Родионом Преснецовым в 1703 году — вскоре после присоединения Владимиром Атласовым Камчатки к России, которое произошло в 1697 году.

В 1725 году по инициативе Петра I была организована Камчатская экспедиция, которую возглавил Витус Йонассен Беринг. Главной целью экспедиции стало выяснение, разделены ли Азия и Америка проливом, а также изучение американского побережья Тихого океана. На боте «Святой архангел Гавриил» В. Беринг достиг пролива между Азией и Америкой, впоследствии названного его именем, но до побережья Америки не добрался.

Русское правительство не было удовлетворено итогами экспедиции, которая продолжалась до 1730 года, и 17 апреля 1732 года был принят указ о снаряжении еще одной Камчатской экспедиции, и ее руководителем был снова назначен В. Беринг.

8 сентября 1740 года экспедиция под руководством В. Беринга стартовала. В начале октября в Авачинскую губу вошел пакетбот «Святой апостол Павел», ведомый Алексеем Ильичом Чириковым, а чуть позже — «Святой апостол Петр» под командованием Витуса Беринга. В честь святых Петра и Павла, именами которых были названы эти пакетботы, и получил свое название город.

День прибытия командора В. Беринга в губу — 17 октября 1740 года (по новому стилю) — принято считать днем рождения города.

4 июня 1741 года В. Беринг и А. И. Чириков отправились на пакетботах в просторы Тихого океана, чтобы найти землю, якобы открытую португальским мореплавателем Жоао де Гаммой, проведать берега Америки и узнать, «подлинно ли они американские». Вскоре корабли попали в туман и потеряли друг друга, и В. Берингу и А. И. Чирикову суждено было достичь Америки в разных местах и в разное время. Пакетбот «Святой апостол Павел» 10 октября 1741 года вернулся в Петропавловскую гавань, а «Святой апостол Петр» 4 ноября 1741 года был выброшен на один из островов, впоследствии названный в честь командора островом Беринга. 8 декабря 1741 года В. Беринг умер. Команда пробыла на острове девять месяцев. Из остатков пакетбота моряки построили одномачтовый гукор «Святой Петр», имевший длину 11, ширину 3,7 и глубину трюма 1,5 метра, и 13 августа 1742 года вышли в океан. Через четыре дня они достигли Камчатки.

Несмотря на трагедию, экспедиция свои задачи выполнила, что имело большое значение для развития русского мореплавания в XVIII и XIX веках.

История развития Камчатки в XVIII – XIX вв.

Долгое время селение, возникшее на берегу Авачинской губы, не развивалось. Его время от времени посещали разные суда.

В апреле 1772 года был издан указ о самостоятельном управлении Камчаткой и был назначен командир Камчатки — премьер-майор Магнус Карл фон Бем, который 15 октября 1773 года приступил к исполнению своих обязанностей.

В 1779—1799 годы командиром Камчатки и комендантом Петропавловской гавани был Василий Иванович Шмалев. Им было построено здесь шесть батарей. Ему довелось встречать и провожать корабли таких великих мореплавателей как Д. Кук, Ж.-Ф. Лаперуз и Г. А. Сарычев.

С началом XIX века закончилась первая страница освоения и изучения Камчатки. События, свидетелями которых был наш город в тот период, ставят его в один ряд с историческими местами, связанными со значительными географическими открытиями в мире. Это сумели высоко оценить наши предшественники, которые воздвигли памятники В. Берингу, Ж.-Ф. Лаперузу, Ч. Кларку, а также наши современники, назвавшие именами И. Ф. Елагина, А. И. Чирикова, Г. Стеллера, С. П. Крашенинникова и В. Беринга улицы города.

Благодаря своему удобному положению Авачинская губа стала базой русских кругосветных и полукругосветных плаваний, которые оказали значительное влияние на развитие Камчатки. Свыше 30 раз заходили в XIX веке в порт суда во время кругосветных плаваний, корабли почти всех известных мореплавателей бросали здесь якоря.

9 апреля 1822 года было утверждено новое положение о Камчатке. Им определялось пребывание начальника Камчатки в Петропавловской гавани, и теперь он подчинялся сибирскому генерал-губернатору. Петропавловская гавань становилась административным центром Камчатки.

Первым начальником Камчатки и Петропавловской гавани (1817—1822) стал капитан I ранга Петр Иванович Рикорд (впоследствии адмирал).

В 1822 году поселение на берегу Авачинской губы было возведено в ранг российских городов под названием Петропавловский порт.

Постепенно город рос. В 1830 году по сравнению с 1804 годом число жителей увеличилось более чем в пять раз и насчитывало около 1000 человек.

В 1849 году Камчатку посетил Н. Н. Муравьев, назначенный в 1847 году генерал-губернатором Восточной Сибири. По его предложению о перенесении Охотского порта в Петропавловский 2 декабря 1849 года последовал указ об образовании самостоятельной Камчатской области. В соответствии с этим указом Петропавловский порт становился главным портом на Тихом океане.

В феврале 1850 года первым камчатским военным губернатором и командиром Петропавловского порта был назначен капитан I ранга Василий Степанович Завойко.

Героическая оборона Петропавловского порта во время Крымской войны (1853—1856)

Оборона Петропавловского порта от нападения англо-французской эскадры в 1854 году — одна из самых ярких страниц истории города.

В планах Англии и Франции во время Крымской войны (1853—1856) определенное место занимали дальневосточные окраины России, в первую очередь Петропавловский порт — ее главная военно-морская база на Тихом океане. С объявлением войны летом 1854 года шесть военных кораблей англо-французской эскадры: фрегаты «Президент», «Пайке», «Форт», «Евридика», бриг «Облигадо» и пароход «Вираго» — двинулись к Петропавловскому порту.

Зная о возможном нападении на город, губернатор В. С. Завойко принимал меры к организации обороны. Но гарнизон располагал малыми силами и слабым вооружением. По штату на январь 1854 года он должен был иметь 1277 человек. Однако такого количества личного состава никогда не было. Оружие было старых образцов. Матросы и солдаты имели гладкоствольные ружья. Было несколько пушек.

19 июня 1854 года подошла неожиданная подмога: в бухте бросил якорь фрегат «Аврора», случайно избежавший пленения англо-французской эскадрой.

На следующий день подошел корвет «Оливуца», и, наконец, 24 июля на военном транспорте «Двина» прибыли 333 солдата из устья Амура.

В. С. Завойко обратился с воззванием к жителям города, окрестных сел и поселений, «сделать для защиты порта и чести русского оружия все, что в силах человеческих возможно, и драться до последней капли крови».

Началось всеобщее обучение. Изо дня в день, от зари до зари кипела работа. Общими усилиями было построено семь батарей, насчитывавших 68 пушек.

К моменту прихода вражеской эскадры численность гарнизона составляла всего 988 человек. В это число входили 18 русских добровольцев и 36 охотников-камчадалов. Силы противника превосходили в несколько раз: они насчитывали 2140 членов экипажей и 500 солдат морской пехоты, вооруженных дальнобойными штуцерами; эскадра имела на вооружении 212 новейших пушек и бомбических орудий.

17 августа 1854 года англо-французская эскадра вошла в Авачинскую губу. Началась героическая оборона города.

24 августа состоялось генеральное сражение. Десант из 700 человек стал обходить батарею и подниматься на Никольскую сопку, с которой был прямой выход на город. В. С. Завойко, собрав около 300 воинов, направил их на отражение атаки. Таким образом, Никольская сопка стала главной ареной боя и вместила такое количество людей, какого она еще не видела. На вершине стороны сошлись и схватились в рукопашную. Не выдержав напора русских бойцов, противник бежал. Подобрав остатки десанта, вражеские корабли отступили, а 27 августа покинули Авачинскую губу.

Победителей и побежденных похоронили у подножия Никольской сопки.

Вскоре весь мир узнал о подвиге воинского гарнизона Петропавловского порта. Успех защитников далекой окраины на фоне неудач в Крыму произвел на всех в России сильное впечатление. Слово «Петропавловск» стало символом мужества и героизма. Это имя стало присваиваться военным кораблям.

Камчатка в начале ХХ века

С окончанием Крымской войны главным русским портом на Дальнем Востоке стал Николаевск-на-Амуре, затем, с 1871 года, — Владивосток. Камчатка из области в 1856 году была преобразована в округ с подчинением Приморской области. Более чем на полвека кипучая жизнь на полуострове затихла.

После русско-японской войны (1904—1905) царское правительство вновь обратило внимание на Камчатку.

Изменившаяся политика правительства по отношению к Дальнему Востоку позволила реализовать «Временное положение об управлении Камчатской областью», по которому из Приморской области выделялась Камчатская. На должность исполняющего обязанности губернатора 22 июля 1909 года был назначен Василий Власьевич Перфильев.

18 июня 1912 года губернатором Камчатки назначили дворянина Николая Владимировича Мономахова. Это был последний дореволюционный губернатор Камчатки.

Наконец город заимел свой герб, который был утвержден царем Николаем II 26 апреля 1913 года. 16 декабря 1993 года постановлением главы администрации Петропавловска-Камчатского исторический герб города был восстановлен.

С современной точки зрения, предреволюционный Петропавловск стал более или менее походить на обыкновенный провинциальный городок.

Жителями Петропавловска были в основном коммерсанты, оставившие службу мелкие чиновники и служащие различных учреждений.


Использованные источники:

- Пирагис А. П. Петропавловск-камчатский. Улицы города рассказывают. Дальневосточное книжное издательство, Петропавловск-Камчатски, 2000 г.

- Сергеев В. Д. Страницы истории Камчатки. Дореволюционный период. Дальневосточное книжное издательство, г. Петропавловск-Камчатский, 1992 г.